Британские дизайнеры озабочены конкуренцией со стороны университетовИсточникБританские дизайнерские ассоциации бьют тревогу: из-за конкуренции со стороны университетов профессиональные дизайнеры остаются без работы.
Многие дизайнеры жалуются на тяжелую жизнь, клиентов, заказывающих дизайн сайтов у студентов и пеняют на “цивилизованные” страны, где все вроде бы не так, а намного лучше. Дескать клиенты там образованные, нежадные, понимают, что заказывать работы нужно у профессионалов и т.п. В общем не жизнь у дизайнера, а малина
Однако такое мнение не совсем соответствует действительности, более того, нашим коллегам в Британии приходится еще тяжелее. Если украинским и российским дизайнерским компаниям приходится конкурировать за малобюджетные заказы с т.н. “голодными студентами”, которые сделают любой веб-сайт за 50/100/500 уев, то в Великобритании все еще хуже (для студий дизайна).
Помимо аналогичной конкуренции в низкобюджетном секторе, к которой в общем-то все привыкли, британским студиям в последнее время приходится конкурировать и в борьбе за более выгодные заказы, но уже не со студентами-индивидуалами или самообразованными командами, а непосредственно с университетами, которые предлагают разработку достаточно сложных проектов в области дизайна (промышленного, веб, мультимедия) за символическую плату или вовсе даром. “Откуда такая щедрость?”, спросите вы. Дело в том, что университеты получают финансирование от государства или благотворительных фондов, которое используют на разработку учебных проектов своих студентов. При этом в отличие от наших университетов, они стремятся реализовывать реальные проекты для реальных заказчиков, чтобы выпускники действительно имели практический опыт работы. Как правило университеты пытаются найти эти проекты в организациях из своего региона, и чтобы сделать свое предложение risk-free предлагают работать даром или за смешные деньги. Они могут это себе позволить, т.к. имеют выделенное для этого государственное или спонсорское финансирование. В результате местные дизайнерские компании теряют заказы, т.к. естественно заказчики не против получить дизайн-проект бесплатно или очень дешево. Кроме всего прочего, это, кстати, приводит и к такому эффекту как проблемы с трудоустройством выпускников университетов, студии, получившие меньше заказов из-за конкуренции с университетами не расширяют штат и не могут взять к себе новых сотрудников.
Ассоциации дизайнеров Британии справедливо считают такую конкуренции не совсем честной и пытаются воздействовать на университеты через надзорные органы. Чем это закончится пока неизвестно.
Лично на мой взгляд, университетам следовало бы разрабатывать учебные проекты через спонсирование местных дизайн-студий, на условиях привлечения студентов к реальным проектам. Таким образом они бы заодно и знакомились с потенциальными работодателями.
Как я понимаю, тут у многих сложилось такое мнение, что просто в Британии хреновые дизайнеры, раз озабочены конкуренцией со стороны студентов. Типа работать надо лучше и клиенты к вам потянутся. По-моему есть однако большая разница, между 2-мя ситуациями:
— приходит в фирму- заказчик студент Jones без какого-то опыта работы и говорит, что я сделаю проект в 10 раз дешевле студии «Horns & Hoofs»
— в фирму-заказчик приходит профессор Dr. Jones, лауреат ..., автор… и говорит, что проект может сделать группа его студентов, под его чутким руководством и тоже в 10 раз дешевле или совсем даром. При том при всем, реально работа профессора и группы его студентов небесплатна (бесплатна или почти бесплатна она только для заказчика), а финансируется налогоплательщиками, т.е. в т.ч. и студией «Horns & Hoofs»
В первом случае вполне здоровая конкуренция, услуга от менее квалифицированного, неопытного подрядчика стоит достаточно дешево и заказчик выбирает, либо получить нормальное качество за нормальные деньги или рискнуть и получить непонятное качество за маленькие деньги.
В случае же с группой студентов под руководством профессора (считаем, что он профессионал в предметной области) риски заказчика получить совсем некачественный продукт значительно ниже, а цена остается нулевой или очень низкой, причем не за счет здоровой конкуренции, оптимизации бизнес-процессов и т.п., а за счет субсидирования.